загрузка

 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА



Христианский патриотизм как основа Русского мира

Сергей Кочергин

Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассуждая о Русском мире, неизменно подчеркивает его религиозное измерение: «Религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций».

Именно духовная стойкость (в её христианском понимании) русского народа, выразившаяся в сохранении и защите христианских ценностей, была основанием Русского мира и его тысячелетней истории. В памяти народной навсегда остались те правители, которые превыше всего ценили веру православную и неизменно готовы были отдать жизнь свою, её защищая. Особенное место среди таких правителей занимает Александр Невский.

Все мы знаем о его блестящих воинских победах. Но Русская Православная Церковь канонизировала его как благоверного князя. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своём государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу и Его Церкви. Благоверный князь – это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Духовный подвиг великого князя заключался в решительном отказе принять унию с Римом в обмен на военную помощь против татар. Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «от вас учения не принимаем».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига, борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии – даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении – на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное.

Мы хорошо видим сейчас последствия Брестской унии 1596 года. Сегодняшняя ситуация на Украине есть закономерный результат тогдашнего духовного предательства, когда на месте Юго-Западной Руси очень скоро появляется современная Галиция, ставшая рассадником украинского сепаратизма. Думаю, совершенно понятна его опасность для единства современного Русского мира.

Александр Невский, отказываясь от унии, фактически исполнял данный Иисусом Христом завет апостолам: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10.28).

Подвиг русского князя, показавшего себя верным сыном Церкви, состоял в преодолении, когда это нужно для исполнения основной задачи, земного тщеславия власти. Понятно, что основной задачей тогда было сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Патриотизм в тогдашней ситуации раздробленности Русской Земли мог быть исключительно христианским патриотизмом. Посредством сохранения чистоты православной веры и церковного единства только и возможно было государственное возрождение русского народа. Об этом хорошо знали русские люди того времени.

Твердость в вере позволила Северо-Восточной Руси сохранить свою цивилизационную идентичность и начать дело собирания русских земель при поддержке Русской Церкви.

Неизменная патриотическая позиция Церкви может внести немалый вклад в современное патриотическое движение в поддержку единства Русского мира. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» дается ясное видение христианского патриотизма и его значения для православных народов. Официальная позиция Церкви состоит в том, что «христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».

Более того, Русская Православная Церковь подчеркивает необходимость практического наполнения патриотизма конкретными делами. Особенно важными среди них являются «защита отечества от неприятеля, труд на благо отчизны, забота об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления … сохранение и развитие национальной культуры, народного самосознания».

Опыт патриотического служения Русской Православной Церкви становится актуальным на современном этапе русской истории. Все мы помним наше недавнее прошлое, когда антипатриотизм был отличительным признаком политической, экономической и культурной элиты России 90-х гг. XX века. Всё это позволило Западу устами Фрэнсиса Фукуямы объявить о «конце истории», что означало для нас полное подчинение России Западной цивилизации.

Изменение политической ситуации в стране с приходом к власти В.В. Путина вновь сделало актуальной тему патриотизма, особенно в свете последних высказываний Президента о том, что патриотизм должен стать основой русской национальной идеи. Успешная деятельность Церкви по поддержанию своего единства на всем протяжении русской истории должна привлечь внимание русской политической элиты, осознающей необходимость восстановления государственного единства России. Московский Патриархат может вновь оказать поддержку государству в деле нового «собирания земель», ибо распад единого государственного пространства всегда болезненно отражался и на церковной общности.

Христианский патриотизм, таким образом, призван стать основой будущего политического единства Русского мира.


Количество показов: 548
Рейтинг:  3.1
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А. Проханов.
Новороссия, кровью умытая



О.Платонов.
Русский путь



А.Фурсов.
Вопросы борьбы в русской истории



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА






  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Русский Обозреватель  Аналитический веб-журнал Глобоскоп    Изборский клуб Нижний Новгород  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов

Счетчики:

џндекс.Њетрика    
         
^ Наверх